Как создаются популярные телепроекты?
На этот и другие ваши вопросы 10 сентября ответил известный медиаменеджер, генеральный продюсер «СТС Медиа», генеральный директор телеканала «СТС» Вячеслав Муругов.
Представляем стенограмму и фрагменты трансляции.
Ведущий - Сергей АЛЕЩЕНКО.
- Мы рады приветствовать вас в «Комсомольской правде», на сайте нашей газеты. Самый животрепещущий вопрос от себя задам: из тех премьер, которые сейчас заготовлены на СТС, из того, что было представлено на презентации нового сезона канала, - что самое близкое к сердцу, и о чем нельзя не сказать?
- Все они близки к сердцу, так или иначе, они складываются в канал. Обновленное представлении о канале, концепция нового сезона. Самое дорогое, пожалуй, это «Маргоша», потому что спродюсирован этот проект с той же командой, что делала большинство лучших хитов для СТС. «Маргоша» еще близка тем, что она абсолютно отражает концепцию нового сезона: мы сохраняем наши завоевания молодой и семенной аудитории. И хотим предложить для более взрослой аудитории что-то… В целом, «Маргоша» такой хэдлайнер… Это драмеди… Это обычная история, но мы рассказываем очень необычно… Это история про то, как порою тяжело быть женщиной в мужском коллективе… Как нелегко женщине находить себя, работу, семью… Если в лоб рассказать эту историю, это было бы скучно, но за счет этого приема, за счет необычности хода.. Истрия начинается с того, что мужчина становится женщиной… Сразу придает другой ракурс… Сериал про то, как мы про себя шутим, «чтобы понять женщину, нужно ей стать»… Драмеди – это такой интересный жанр, где мы вечные, семейные, человеческие ценности, правильные истории… Горькая пилюля правды обволакивается таким сладким леденцом…
- Ваши ситкомы тоже, собственно… это горькие пилюли правды, которые переиначиваются так, что становится смешно.
- Да. Попкорн с привкусом информации, можно так назвать… Да. Ситкомы… Каждый наш проект имеет социальный подтекст. Мы не хотим шутить просто ради юмора. Юмор ради юмора долго не может жить. Зритель всегда при этом хочет понимать, что мы хотим сказать. Ситкомы наши – моделирование ситуации, которые мы в жизни не воспринимаем. Конечно, безусловно, про нашу жизнь. Просто мы утрируем немножко… Улыбаемся.
- Четыре вопроса подряд о сериале «Ранетки». Раскрученный ваш бренд… Когда они вернутся? Мало «Ранеток» в сериале. «Ранетки» стали скучными. Поговорите со сценаристами, пусть Анечка Руднева чаще появляется в кадре.
- Учтем ваши замечания. «Ранетки» это один из наших состоявшихся брендов. И этот сериал трудно назвать сериалом. Это уже некий проект… Такой диалог со зрителем, целая субкультура… В быту подростки себя называют ранетками, я очень рад и за девчонок, просто их успеху. Слышал, что они чуть не поломали гастроли Бритни Спирс… Так здорово выступили, что после них что-то петь было бессмысленно.
А планы у нас грандиозные. Просто мы пытаемся совместить их огромную популярность с их гастролями. Но мы учтем, мы сами заметили эти моменты… И девчонки это понимают… И они, может, и подустали где-то, но у нас на них большие планы. Они обязательно будут присутствовать в сериале и я не мыслю себе этот сериал без самих ранеток, включая, кстати говоря, и Леру.
- Девочки молодые… У них момент сумасшествия, медных труб наступил уже?
- Думаю, наступил. Я лично это не ощущаю… Поэтому, думаю… Главное, чтобы продюсеры не ощущали… У девчонок должна быть эйфория, и это вполне естественно. На мой взгляд, они уже свыклись с этим положением, уже контролируют его… Стараемся помочь им в этом. Думаю, надо ловить эту эйфорию, эти эмоции… Это хорошо.
- Вот такой вопрос… Даже прослезился. «Сериал «Ранетки» - любимая пара Кулемина и Виктор Михайлович?». Света спрашивает. «Спасибо за сериал. За красивую сказку. Но почему у этой пары только проблемы?»
- Интересный вопрос… Знаете, мы же все равно про жизнь. В жизни есть место проблемам, и мы моделируем те ситуации, пытаемся ответить и найти выход из ситуаций… И я не вижу ничего страшного. Сериал не заканчивается и все проблемы разрешимы.
- Можно ожидать счастливых взаимоотношений в этой паре?
- Можно. И нужно в жизни надеяться на лучшее. Конечно, эта пара нам дорога. Интересная комбинация и блестящая игра актерская… Когда мы еще делали «Кадетство», нам говорили, что Макс и Полина , ну что же там, никак они не сойдутся… Все хотят. Если все будет хорошо, то завтра сериал закончится… И так не бывает в жизни. Мы делаем все, как в жизни. К сожалению, а может, к счастью, у нас жизнь не одного или другого цвета… В жизни есть разные ситуации. Думаю, у этой пары будут разные повороты. Надо смотреть. И верить, что все будет хорошо. А если я сделаю, что завтра у них все будет прекрасно, будут такие же вопросы возникать…
- «Кремлевские курсанты». Большое спасибо вам за сериал». Показательно, что большинство вопросов начинается с благодарности…
- Это приятно.
- А потом вас начинают критиковать.
- Отлично. Это я люблю.
- «Вернется ли в сериал Кирилл Емельянов? И когда закончатся «Ранетки»?» Не считаете ли, что сериал «Ранетки» затянулся?
- Как может затянуться жизнь? Не думаю. Этот вопрос к сценаристу. Надо сериал делать настолько интересным, чтобы таких вопросов не было… Я считаю, что потенциал у сериала очень большой. Это не конечная история. Это не столько сериал, сколько форма такая… Диалога со зрителем. Мы пытаемся найти контакт со зрителем. Не кажется мне, что затянулся…
«Курсанты» - это логичное продолжение «Кадетства». Наверное, бессмысленно отвечать на вопрос вернется Емельянов или не вернется… Мы не живем такими категориями. Для нас важнее, в целом, что будет происходить с нашими героями в сериале. Сериал успешный. Мы намереваемся продолжить съемки. И в новом сезоне, или до или после Нового года зрители увидят продолжение… Сейчас будут «Ранетки» идти, включая до ноября… Эти 8 часов вечера, я называю, «ранеткообразный тайм-слот» у нас образовался, где есть место и «Курсантам». «Папины дочки», а так же появятся другие ситкомы… А уже в девять будет взрослее сериал. Скажем, «Маргоша»… Это первый хэдлайнер. Таким образом, мы будем взрослеть вместе со временем. Я уже не говорю о таком хите, как «Галилео». Это для всей аудитории.
- Сериал «Старушки» не планируете?
- Это когда «Ранетки» вырастут…
- Что касается «Папиных дочек». Суперсериал… Вчера показали аж в немецкой версии.
- Да. Вчера была презентация нового сезона. Думаю, мы убили всех нашей информацией. Это, наверное, многих приятно шокировало. Действительно, мы не только первыми в стране адаптировали ситком, такой, как «Няня». Не только первыми сделали оригинальный ситком – это «Папины дочки». Очень горжусь этим достижением… Лично. И не менее горжусь, что первыми продали ситком за границу, именно в Германию. Я вчера пошутил, что если раньше мы продавали нефть, теперь начинаем продавать бензин, ну, и первые буквально две недели назад, поступили кадры адаптационной версии. Сами видели, не нужен был перевод абсолютно… На всякий случай, мы показали этот эпизод в нашей версии…
- Наша Пуговка лучше…
- Да у нас все лучше! Но получается здорово, смешно. Это говорит о том, что если хорошо работает идея, все продумано: персонажи, конфликт героев, все адаптировано и даже за рубежом…
- Я слышал, что основная проблема в продаже за рубеж, надо сделать эту легендарную библию продукта. Это очень затратно и тяжело с учетом еще и перевода…
- Да нет. Я думаю, что если у нас будут предложения и из Америки, а, кстати говоря, теоретически они могут быть. И из США, из Польши. Сейчас ведутся переговоры… Я не думаю, что это настолько затратно… Все перевешивает сам тот факт, что наш продукт будет адаптироваться…Это раз. А, во-вторых, сумма, которая будет заплачена, конечно, превышает эти усилия по написанию так называемой «библии»… У нас форматы на СТС очень удобные для продажи, потому что кроме ситкомов, у нас есть и скетчкомы, есть и «6 кадров»… и «Даешь молодежь». Это все оригинально. «Видеобитвы» оригинальные. И есть интерес и к «Курсантам» и к «Ранеткам», естественно… Это здорово. И польская, и Восточная Европа, я уже не говорю о Китае… Если туда прорваться, думаю, найдется на миллион серий…
- И Кирилл Емельянов вернется…
- Да. И не только он.
- Я в двух словах объясню… Сериал «Папины дочки» в версии немецкой, практически будет готов…
- Для показа готовы. Для эфира еще не совсем готовы.
- И в Германии будут показывать переснятые, с немецкими актерами… А называется он…
- Я сейчас не смогу вспомнить… Калька-название «Папины дочки». Я думаю, что оно обыгрывается. С учетом менталитета немецкого. Это большое историческое событие.
- Вот вы говорите, что жизнь не стоит на месте… С «Папиными дочками» такая история. Девочки взрослеют…
- Нет, у нас взросление само по себе происходит… Даже в тех проектах, которые казались настолько взрослыми… У нас действительно в каждом проекте девчонки становятся студентами, а не школьницами, ребята выросли и стали курсантами. Так же растут девочки и в «Папиных дочках» в прямом и переносном смыслах… И их персонажи растут: появляются любовные отношения, взрослые линии.
Это все жутко интересно, потому что выходит за рамки представлений о формате. У нас отличается принцип программирования от западного. У нас горизонтальное программирование. Например, 20 серий одного сезона в год, если делают американцы, то в нашем случае, у нас может сто серий в год… И у нас ненасытный зритель, у нас за спиной чуть ли не по триста серий наших проектов…
Я горжусь, что у нас большая сеть авторов. Из-за этого и родилась «Видеобитва»… У нас такая большая авторская пирамида. Наши щупальца простираются не только по всей России, но и в Украине, и Белоруссии… Мы заметили, что некоторые репризы в виде видео существуют, поэтому невозможно было их как-то подогнать под формат «6 кадров», либо других проектов, поэтому, вдруг, наши продюсеры принесли эти ролики и предложили сделать вот такую «Видеобитву». У нас нет индустрии, схожей с западной… В подготовке профессиональных кадров. Нет института, который готовил бы профессиональных сценаристов ситкомов…
Думаю, мы откроем школу СТС. Это есть в планах. Это логично. Мне кажется, что надо плотнее сотрудничать с университетами, с институтами… думаю, что не хватает вот этой связки с подготовкой профессиональных кадров. Думаю, мы друг другу сможем помочь...
Мы можем проводить и мастер-классы, делиться опытом… Давать практику. Как-то эта система не отлажена. У нас все через руки. А я верю, что у нас блестящие специалист работают… По подготовке наших журналистов-телевизионщков. Но не хватает практики. Когда теорию с практикой соединить.. С первого курса. И это, думаю, даст взрыв новых кадров. В которых мы нуждаемся.
А если говорить о ситкомах, драмеди… Опять же, новые форматы приходят на рынок, приходят на наше телевидение и систему подготовки так же можно разделять: отдельно готовить специалистов, которые пишут сценарии для ситкомов, так это происходит на пресловутом Западе… Нам необязательно копировать систему подготовки. Думаю, нужно описать тот опыт, который сегодня есть. Нам нужен обязательный контакт со специалистами, профессорами. С вузами.
- Здорово, что назрела необходимость в этом.
- Важно не только знать, важно еще и уметь. Воссоединить эти два качества… Без образования невозможно движение вперед. А знания надо периодически обновлять. Нужно выработать в себе генератор знаний, надо постоянно тянуться к этим знаниям… Думаю, это никогда не поздно. Если мы находим каких-то самородков, талантливых людей, под это надо подводить теорию… А сейчас все это живет разрозненно… Но у нас столько практики, которую можно описать и превратить в теорию или дополнить теорию. Вообще, пока человек читает лекцию, она может устареть… У нас такой стремительный темп жизни…Вот закончил товарищ подготовительные курсы. А на экзаменах вдруг понимает, что это все устарело. Я, когда заканчивал артиллерийскую академию, где мы разрабатывали в НИИ вооружение, были дипломные работы, я так гордился этим. А через год с ужасом понял, что это уже прошлое. Жизнь идет вперед. А наше время – это время Интернета, активной молодежи. Нужно не только владеть знаниями, но и их постоянно обновлять. Иначе они устаревают.
- Я пытаюсь вспомнить годовалой давности СТС… И сейчас. С пометками на кризис и все остальное… Другие продукты какие-то…
- Мы базируемся на всех достижениях, которые были на канале. СТС всегда развивался. И наш девиз: «развивать достигнутое». Мы не стоим на месте, мы постоянно рискуем. Без них нет прорывов. Важно улавливать изменения настроения аудитории. Идти за тем, что происходит в обществе. И канал периодически должен меняться… Это здорово, что периодически канал обновляется, делает апгрейд самого себя… Идет вперед и без тех побед, которые были в прошлом, безусловно, не было бы и сегодняшних побед… Очевидно, они вытекают из этого… Надо гордиться тем, что у нас получилось. Успех - понятие сиюминутное… Его очень легко растранжирить. Спасибо за комплимент.
- Катерина спрашивает. В сериале «Ранетки» мужчина запрещает своей любимой заниматься музыкой… И она стоит перед выбором: любовь, за которую она так долго боролась или музыка, которая так же часть ее жизни. А вы когда-то стояли перед подобным выбором?
- Я всегда стоял перед выбором. Всегда мне жизнь ставила серьезные экзамены. Иначе не сидел бы в этом кресле и не отвечал бы на эти вопросы. Вся наша жизнь состоит из испытаний и искушений. Они даны, чтобы человек их преодолел и вырос как бы… Как личность. А бывает ситуация, которую надо мудро принять. И древние как раз молились: дать силы отличить одно от другого… Очень сложно понять, где нужно преодолеть, а где нужно принять. Вся наша жизнь – это учеба. Сложный выбор, но мы его делаем. Не нужно слушать ничьих советов. Нужно смотреть вокруг и принимать решение, прислушиваясь к своему сердцу. И не бояться ошибаться.
- Екатерина хочет вас поблагодарить за такую чудесную пару, как Евгения Васнецова и Денис Воронцов.
- Спасибо вам. У нас много чудесных пар. Когда создавали «6 кадров» и долго спорили, какой направленности должен быть юмор в этой передаче, вот сам формат агрессивной подачи комедийных роликов дает возможность быть широкими по зрителю, в одной программе может быть до 30 скетчей. И есть один кому-то не понравился, следующий может понравиться. И мы в этом смысле варьировали, экспериментировали, и программа около двух лет раскручивалась. Как раз она набирала своего зрителя, потом люди поняли, наверное, этот принцип…
- На примере этого формата были «Кролики» еще и «Даешь молодежь!»…
- «Кролики» - это короткий был эксперимент.
- Казалось, то же самое, но…
- А здесь все работает: и качество текстов, и природа существования актеров в кадре, природа юмора… Каждый юмор имеет право на существование. Его немного. И говорить «качественный-некачественный», думаю, неправильно. Каждый себе определяет это качество. Я не мессия, чтобы говорить, что на другом канале это некачественно. Качественно, если набирает своего зрителя. Говоря о той философии, которую проповедует канал СТС, безусловно, мы сами выбираем. Те же «Кролики» мы попробовали. Это не совсем подошло нашему формату… Мы сделали корректировку и родился такой проект. «Даешь молодежь» - сейчас наша версия «Ералаша» - «Все по-взрослому».
Перед «Маргошей» в 9 часов ставили сдвоенные серии «Даешь, молодежь» и «6 кадров» и удивились очень этому эксперименту, очень хорошо они шли, это говорит о потенциале, о том, что аудитория, которая формируется вокруг канала СТС, она подвижная, активная. Вне возраста, вне пола. Если они понимают нашу философию, если они понимают нашу позицию, значит, нам по пути. Поэтому мы не ставим рамок, там, опишите зрителя – а вдруг он под описание не подойдет. Пусть смотрят. У нас молодая семья в центре, молодые родители, у которых есть дети, у которых есть свои родители, семейные ценности. При этом, мы не отталкиваем и людей, которые – вот один человек тоже семья. Если человеку комфортно жить, не будем его порицать. Может, у него есть мама, папа, у него есть друзья – это тоже своего рода семья и ни в коем случае нельзя человека заставлять заниматься нравоучительством. Если то, что мы делаем, понятно и считывается нашим зрителем и принимается – пожалуйста, включайте экран и смотрите СТС.
- А насколько вы привязаны к рейтингу? Если вам нравится проект, лично вам и всем, кто вас окружает, а рейтинг – ну, нет его, оставите?
- Ну, конечно, я оставлю на какое-то время. Ну, такое было. Например, «6 кадров» не очень нравились, на протяжении почти полутора-двух лет этот проект не давал цифры. Мы видели и не понимали, что происходит, бывает, что и зритель изначально еще не собрался, не готов, а, может, в то же время мы не в том месте поставили. Ведь мало сделать продукт хороший, нужно его правильно разместить в эфире, правильно промоутировать. Это все равно, что сделать очень вкусный ужин дома, никого не позвать, а потом удивляться, почему же никто не пришел, ведь он вкусный. Поэтому, конечно, мы опираемся и на фокус-группы, и на свое внутреннее ощущение, вкусовые качества. И если мы понимаем – нам нравится, но он еще недостаточно идет, мы тогда ищем место в эфире, предпринимаем какие-то дополнительные усилия, чтобы его раскрутить. Ну и зачастую это удается. Вот за этот год я очень рад, что мы прошли вот без таких срывов, у нас все проекты зритель нашел. Ну, скажем, если, конечно, мы видим сами, что как бы такой сомнительный проект, да еще и рейтинги не очень, то, безусловно. Да мы демократичный канал, зрители голосуют рейтингами, мы ставим, что им нравится. У нас такая философская китайская мудрость, что, идя за зрителем, нужно вести его за собой. И в этом смысле такой диалог в этом и есть. То есть, мы, конечно, слушаем чего хотят зрители, но при этом как-то самовыражаемся и в самого себя вкладываем наши проекты и получается такой вот симбиоз.
- Наталья спрашивает. Спасибо вам за ваши проекты, они не оставляют равнодушными, вам пора запатентовать ноу-хау – сериал с использованием музыки, эдакий мьюзик-сериал. Не припоминается ничего подобного. Дочери очень нравится сериал «Ранетки» и Куремина со Степаном. Она даже нас с мужем подсадила на сериал, переживаем за героев, как за родных. Скажите, как вам это удается, что ваши герои – не просто картинка в телевизоре, а близкие люди?
- Потому что мы не делаем сериалы по кальке. Как я уже сказал, мы даже не используем особо термин сериал. Мы говорим – это проект. Это опять же форма взаимодействия с аудиторией. Мы всех себя вкладываем в наши проекты, мы с такой огромной душой подходим к своей работе и очень переживаем, естественно. Скажем так, мы себя считаем профессионалами, но, тем не менее, мы, как дети, радуемся любому успеху. И переживаем не потому, что вот это какой-то спортивный интерес, а потому что мы уже проживаем истории наших героев через себя, зачастую, все наши ситуации, которые мы видим в жизни, мы вкладываем в уста наших героев, в их поведение, какие-то наши моральные принципы и какие-то вечные человеческие, да и семейные, прежде всего, ценности.
Поэтому, наверное, вся та искренность, которая есть в наших проектах, она считывается аудиторией. Потому что, прежде всего, телевидение, конечно, должно вызывать эмоции. Человек без эмоций не будет смотреть, он переключится. А эти эмоции по-разному можно вызывать. Мы стараемся нашими добрыми проектами, семейными проектами, тем не менее, делая их не пресными, может быть, порой провокативными, вызвать зрительский интерес и в итоге зрители, на мой взгляд, чувствуют это. Проекты бывают трех видов.
Есть проекты, которые включают случайно и с ужасом переключают. Есть проекты, которые, если включен телевизор, то можно как бы не переключать, такое фоновое смотрение – можно заниматься домашними делами. А есть проекты, которые меняют расписание человека, люди лихорадочно бегут, смотрят. Вот я вспоминаю историю. Мы в Твери снимали «Кадетство» и случайно стали свидетеялми, как две девчонки разговаривали на остановке, мы слышали, как одна другой назначала встречу в 8 вечера у ЦУМа, а вторая говорит: «Ты что, дура, в восемь же «Кадетство» начинается». Вот это высший пилотаж – когда люди бегут, когда для них очень важно не пропустить серию. И даже не то, чтобы ее потом скачать из Интернета. Все-таки такое вот единение – когда здесь и сейчас, такая общность людей в стране смотрят. Это как кинозал такой. Поэтому, конечно, надо смотреть эфир, прежде всего.
- Скажите, а были ли какие-то забавные истории, связанные с вашими проектами?
- Забавные истории у нас часто происходят. Ну, как говорил один умный человек, по-моему, Миронов – чем меньше играешь в жизни, тем больше тебя останется для сцены. Поэтому нельзя сказать, что мы в жизни такие большие весельчаки. Мы больше думаем о том, чтобы как вот все то, что в нас сидит, выйдет на экраны. Забавные истории постоянно случаются, без этого невозможно. Мы улыбаемся, когда создаем свои проекты.
- Наиболее популярные линии в «Кадетстве» - это ученик и учительница. А линия учительница-учитель в сериале «Ранетки». Что они имеют между собой общего и в чем их принципиальное различие?
- Это похоже на вопрос для того, чтобы начать работать над диссертацией. Но я бы так сказал, что, опять же, не надо пугаться жизни, разное случается. Если все в рамках закона, здесь ничего страшного нет. Любовь не имеет границ, не имеет преград. Если любят друг друга люди, такое часто случается вне зависимости от возраста. Это нормально, это очень хорошо. Потому что главное в жизни – это любовь. Это главная энергия, из чего сделан вообще весь наш мир. Поэтому не надо бояться любви, надо это чувство поддерживать, если опять же это не выходит за все рамки наших представлений о человечестве, это все здорово и замечательно. А что касается любви в конкретных проектах, наверное, здесь я бы не проводил параллели… В жизни всему есть место, и это то, что мы показываем в наших сериалах.
- Огромное вам спасибо за работу, «Кадетство» и «Папины дочки» великолепны. Особенно за «Ранетки», за линию КВН. У нас есть официальный сайт.
- Знаю, мне даже приходят письма, просят что-либо изменить, или не изменять. Не обижайтесь, дорогие друзья, я не отвечаю на письма не потому, что не уважаю вас, а потому, что писем приходит столько, что сядь я на них отвечать, наверное, только бы этим и занимался, но у меня времени мало. Я очень тронут, что такой большой интерес, я направляю все эти письма сценаристам и совершенно точно они до них доходят. Любое обращение наших зрителей не впустую идет, а имеет свой отклик. То есть, телевидение немного инертное, нужно это прочитать, осмыслить, ввести в сценарий и где-то через сколько-то серий это только появится на экранах. Но, тем не менее, пишите обязательно.
- Скажите, где и на кого вы учились?
- Я сначала окончил Суворовское училище в Твери, оно называлось Калининское суворовское, ныне Тверское суворовское военное училище. Поступил в Пензенский артиллерийско-инженерный институт. Пять лет я учился в Пензе. Окончил его, и меня послали служить в город Брест, на границу Белоруссии и Польши. Это был 1991 год как раз, Союз развалился, образовалась Белоруссия. Я служил шесть лет офицером, капитаном, потом написал рапорт и поехал работать на отечественное телевидение в Россию. Ну, вот, скажем, я учился на офицера, а работаю продюсером.
- По-моему, здорово. По советскому сценарию все логично как бы.
- Ну, это опять же про индустрию. Невозможно, порой, каким-то профессиям научить. У нас многие, кстати говоря, в индустрии заканчивали, у них за спиной, кто-то учитель математики, кто-то врач. Если так посмотреть, почему не всегда соответствует то, чем человек занимается. Я в какой-то момент понял уже все про свою прошлую жизнь, мне захотелось что-то изменить. Я где-то уже рассказывал, что мою жизнь сильно изменил КВН и встреча с Александром Васильевичем Масляковым и участие в команде КВН Белорусского университета в свое время. Это на меня произвело не только большое впечатление, но и открыло талант писать тексты. Я стал сценаристом. Дальше я работал сценаристом многих шоу-программ, в том числе, сериалов, начинал с этого в Москве. И, конечно, параллельно читал, учился. То есть, я все через практику постигал. В принципе, вся моя карьера – это 11 лет в Москве от сценариста до генерального продюсера. У меня не было времени остановиться и пойти учиться. Слава богу, что я не сделал этой остановки, иначе опять же, наверное, я б тут не сидел. Но вообще, конечно, у меня в мыслях есть идея продолжить обучение, но она не связана впрямую с профессией продюсера, а скорее медиаменеджера.
- Требуется время, да?
- Ну, я думаю, что мне заочно придется учиться, но мне всегда интересно в жизни было учиться. Я считаю, что ни в каком возрасте нельзя терять это ощущение. Не так, что вот – слава богу, закончил вуз, есть высшее образование и этого хватит. В принципе, высшее образование дает основу для дальнейшего роста. Себя найти-то сложно в очень юном возрасте, поэтому надо воспринимать скорее высшее образование как базу, что дальше нужно самосовершенствоваться, дальше нужно много читать, много знать, уметь, учить. И, самое главное, общаться с коллегами по рынку. Кстати, я счастлив очень, что мое нынешнее состояние – то, что я на телевидении, что я продюсер, медиаменеджер, мне это, конечно, жутко интересно, но еще интересно потому, что я работаю с очень интересными людьми, включая директоров и продюсеров других каналов. Это очень интересное сообщество, я думаю, это передовые люди нашей страны и все жутко интересны, и общение с ними так обогащает, что просто тяжело такие знания получать в вузе… Да, я благодарен судьбе, что есть возможность общаться.
- Юлиана спрашивает – планируете ли вы снимать продолжение сериала «Я лечу»?
- Нет, на сегодняшний день мы не планируем снимать. «Я лечу», думаю, сериал не имеет потенциала для продолжения, он прошел у нас два раза на канале СТС, мы очень довольны рейтингами, но не настолько, чтоб продолжить его. Я понимаю всех поклонников сериала, в принципе, у нас у каждого продукта есть свои поклонники, но их количества недостаточно для того, чтобы продолжить. Это был очень симпатичный и очень качественный эксперимент на медицинскую тему, но он исчерпан и продолжать мы его не будем.
- Скорпиончик. Спасибо за гениальные проекты на СТС, они несут только добро и радость в массы. Вопросов нет.
- Я бы рекомендовал очень внимательно посмотреть проект «Маргоша», потому что на самом деле это новое на СТС и, безусловно, не похоже ни на один из предыдущих проектов. Ну, разве что есть от «Не родись красивой» какие-то элементы. Он так или иначе принимает эстафету наших проектов. Это потрясающий, на мой взгляд, проект.
- Ольга К, поклонница сериала «Ранетки». Вячеслав, сериал «Ранетки» сильно испортился. Все больше стал походить на обычное мыло, например, на «Мачеху» с канала РТР. Алена Главаш, которую «Мачеху» писала, сейчас у вас в титрах указана, как сценарист. Зачем вы ее пригласили, не понимаю. Чтоб мы смотрели новую «Мачеху»?
- Ну, сценаристов я лично не меняю, для этого есть специальные люди, есть руководитель сценарной группы, которого мы не меняем – это Игорь Шаров. Я думаю, он будет рад, если вы все эти претензии будете адресовать ему и нам, потому что нам как раз очень нужна эта критика, чтоб понять, как не терять напряжение в сериале, чтобы он был интересен дальше и дальше. Поэтому, пожалуйста, критикуйте, пожалуйста, пишите как можно больше, только подробнее – что конкретно не нравится, что вызывает сомнения. Мы все это очень внимательно будем смотреть. Оля, спасибо, мы это учтем и обязательно разберемся со сценаристом «Мачехи».
- Очень нравится сериал «Маргоша». Я тут выбираю. Просто очень много про сериал «Ранетки», «Ранетки» захватили мир.
- Ну, все-таки «Ранетки», действительно, в Интернете, мы знаем, номер один. Так, что о «Маргоше»…
- Мне очень нравится новый проект «Маргоша». Смотрю «Ранеток», что будет в четвертом сезоне?
- Смотрите, я не думаю, что правильно будет рассказывать, что там будет, а зачем же тогда смотреть? Смотрите, будет интересно, самое главное.
- Что же там будет у Виталия Абдулова и Елены...
- Да, у них страсти бушуют.
- А что касается каких-то трагических сериалов? Драматических историй?
- Ну, у нас могут появиться действительно драматические, и не обязательно это могут быть серийники, мы будем пробовать форматы. И четырехсерийники, вот в настоящий момент мы с Резо Гигинеишвили, молодым, талантливым режиссером, больше известным как режиссер фильма «Жара», принимавшим участие в «9 роте», в настоящий момент ведутся съемки четырехсерийника, такого военного боевика, который мы покажем 9 мая. И в то же время мы думаем, не расширить ли нам жанры, которые присутствуют на СТС. Я вообще считаю, что на СТС может быть все, если это сделано с нашей такой интонацией и атмосферой. Поэтому не нужно пугаться и закрываться от мира, нужно просто все это обволакивать в такую удобную упаковку. Не то, чтобы упаковку даже, а вот опять же о той интонации – чтобы зрителю нашему было понятно, что мы разговариваем с ним на одном языке. Поэтому, конечно, могут быть и детективные жанры, и экранизация классики, что было бы здорово. И библиотеки «Фантастика и приключения». Поэтому, я думаю, у нас еще есть куда расти и изменяться, это только начало – то, что мы затеяли.
- Лихое начало, я так скажу.
- Правда? Спасибо большое.
- Какие-то слухи были про некий сериал с Анастасией Заворотнюк.
- Это не слухи, действительно, мы работаем над 20-серийником, где Анастасия Заворотнюк будет играть главную роль. Я пока умолчу о названии и более подробнее не хотел бы говорить, чтоб не спугнуть удачу, мы в настоящий момент договорились, нашли интересный сценарий и в следующем году этот сериал появится. У нас вообще в следующем году, кроме проекта, о котором мы говорим, с Настей Заворотнюк, у нас с Настей будет как раз такая философская очень история, думаю, скорее драма с элементами юмора. Но это не ситком. Тут Настя будет в другом амплуа. Интересно будет. Такой камбэк, если говорить.
- Ждем. Илья спрашивает, нет ли у вас желания попробовать свои силы в режиссуре?
- Как сценарист, я себя пробовал, а как режиссер, действительно, такое есть желание, но как-то каждый раз, когда я думаю, а не пойти ли заняться каким-то творчеством, меня опять судьба выносит на определенный чиновничий уровень и в настоящий момент для меня главный проект – это канал СТС и я не забываю о том, что мне интересно, как творцу, делать конкретные проекты, рождать их, придумывать, воплощать. Я живу в этой философии, мне было очень важно самовыразиться, сделать конкретный проект, спродюсировать, где-то, может, и как сценарист, выступить. Но в настоящий момент, помимо всего прочего, мой фокус – это как канал СТС, холдинг СТС-Media. И для меня собственно канал и есть проект. И в этом смысле главное, чтобы у канала было все хорошо, чтобы у холдинга было все хорошо. И в этом смысле для меня вторично, кто сделал конкретный проект. Потому что так или иначе я отвечаю за весь контент, который есть на канале. Но тем не менее, вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. Конечно, жутко интересно и никогда не поздно что-то новое начать и я думаю, что, наверное, созрею для режиссерского дебюта.
- Андрис спрашивает. Не требуется ли вашей компании киносценарист? У меня много хороших историй, есть опыт написания, работы на телевидении и в кино.
- Мы сейчас хотим как раз упорядочить этот момент и сделать на нашем сайте такую страничку, на которой будет указано – где кастинги проходят, как попасть на ТВ, куда слать сценарии? В основном, шлют мне, я пересылаю это нашим продюсерам.
Более того, я буквально дня два назад решил открыть свой личный блог, чтобы на многие вопросы, которые возникают, отвечать. Мне очень важен контакт с аудиторией, и с самой продвинутой аудиторией, которая в Интернете. Поэтому, я думаю, что если человек хочет, он найдет, как послать сценарий. Но, тем не менее, мы, конечно, этот процесс упорядочим, обязательно.
- Есть же потребность, да?
- Она всегда есть. Нельзя сказать, что все у нас есть – и сценаристы, и режиссеры, и нам больше никого не надо. Безусловно, у нас есть несколько мощнейших творческих команд, которые в целом складываются в команду СТС, но тем не менее мы периодически обогащаемся и вот эта пирамида авторов, талантливых людей, она существует и всегда можно в нее встроиться.
- Сергей спрашивает, когда вы жили в Пензе и являлись участником команды КВН…
- Меня, наверное, с Пашей Волей перепутали, это Паша Воля заканчивал Пензенский…
- Критикуют вас снова. Почему второй раз подряд на СТС внезапно обрывается сериал «Кремлевские курсанты», потому сюжетная линия в нем не закончена, вместо этого пускают «Ранеток». Вам плевать на аудиторию?
- Да нет, нам не плевать, просто мы физически не успеваем сделать так, чтоб сериал никогда не прервался. Действительно, мы снимаем порциями. Мы сняли «Курсантов», показали, сейчас дайте нашим актерам отдохнуть, сейчас «Ранетки» поработают…
- То есть, никуда не пропадут «Курсанты», все будет хорошо с ними?
- Нет, конечно.
- Люди же волнуются.
- Ну, правильно волнуются. Вопрос правильный и требует разъяснения. Конечно, это связано только с тем, что кому-то следует отдохнуть, а кому-то уехать на гастроли.
- Все восторгаются вашим попаданием в «Кадеты», в «Ранеток», в «Солдаты»…
- У меня такая история вообще интересная. Я так задумывался иногда, вот когда делал «Солдат», мне говорили – понятно, он же сам в армии служил, поэтому «Солдаты» и получились. Как будто все, кто служил в армии, сразу все, как один, сделали кучу армейских проектов. Затем «Кадетство» - ну, понятно, попал в эту военную тему. Затем появились «Папины дочки», «Ранетки», «Я лечу» и так далее. А потом уже «6 кадров»и как-то затихли все эти разговоры. Ну и «Маргоша» - совершенно новый проект, для меня это интересно. Хотя действительно очень дорожу первым своим проектом «Солдаты», это был такой самый громкий, наверное, старт в карьере.
- Они до сих пор идут.
- Да, да, по-моему, там 500, что ли, серий. Несмотря на то, что ни я, ни основные создатели уже этим проектом не занимаемся, но, видимо, такой дали толчок проекту, что это, конечно, радует.
- Спасибо вам огромное за такое количество интересных ответов.
- Спасибо вам большое. Для меня важно быть в «Комсомольской правде», говорить вам только правду про наши проекты. На самом деле мне очень интересно такое общение, поэтому, собственно, и блог завел, поэтому очень важна и критика. Не надо бояться говорить, обмениваться мнениями. Спасибо большое.